Актёры

 

 

 

 

Актёры ушедшие от нас
Наши современники
Актёры Саратовских театров
Студенты театрального факультета
Григорий Алексеев
Григорий Аредаков
Игорь Баголей
Владимир Верин
Эльвира Данилина
Екатерина Ледяева
Юрий Ошеров
Татьяна Родионова
Валентина Федотова
Зоя Юдина
Интервью с Эльвирой Данилиной
Рейтинг@Mail.ru
Фильмы с участием Эльвиры Данилиной
можно купить на Ozon.ru

2004 – Мой сводный брат Франкенштейн

На главную страницу сайта Написать письмо Вопросы и ответы Карта сайта

Актёры | Эльвира Игоревна Данилина | Интервью

ИНТЕРВЬЮ С ЭЛЬВИРОЙ ДАНИЛИНОЙ

Здравствуйте Эльвира Игоревна! Не мы первые пришли к Вам с расспросами о Вашей творчестве и биографии. Многие вопросы повторяются из раза в раз и вновь их задавать не очень хорошо. Поэтому мы приготовили Вам всего два вопроса, две темы для разговора: спектакль «Трамвай «Желание» и о театральном факультете и Ваших студентах.

Эльвира Данилина
Эльвира Данилина
Фото С. Авдеева ©

Что я могу сказать о наших студентах? Наверное, могу сравнить их с предыдущим выпуском. Мне кажется, сейчас люди в профессию актёра идут за другими ценностями. Нынешние студенты бедные дремучие и очень необразованные люди. Необразованные не только в культурном плане, но и в смысле дисциплины, в смысле отношения к делу.

Если в профессии актёра не «пахать» 24 часа в сутки, то ты ничего не добьёшься. И в первую очередь это работа артиста над собой. «Научить профессии актёра нельзя, можно только научится» сказал кто-то из великих и это святая правда. А у наших студентов пока понимания этого нет. У меня ощущение того, что я пришла не в группу студентов, а в детский сад или ясли, настолько они несамостоятельны. Я их пытаюсь заинтересовать этой профессией, а ведь должно быть наоборот! Пройдя через такое количество туров, через вступительные экзамены они должны доказывать нам, педагогам, что они не случайные люди, что они имеют право учиться на театральном факультете.

Престиж профессии актёра сильно утерян. Среди абитуриентов попадались такие, что хотят сниматься в боевиках, но в состоянии на экзамене прочитать всего две строчки стихотворения. Просто как будто шли мимо, и зашли наудачу: «а вдруг получится поступить»? Упал уровень культуры и уровень образования.

Сейчас очень несамостоятельные дети. Они ожидают от преподавателей, каких то подробнейших инструкций, что и как делать: ручку сюда, головушку сюда и т.д. А мы с Григорием Анисимовичем делаем акцент на самостоятельности, памятуя о своём прошлом курсе, понимая, что сильно зажимать, застраивать студентов не стоит. Правда, оттого, что мы даём студентам самостоятельность толку маловато, надеюсь что пока, потом лучше будет. Больше их прёт на символику, хотя не знают что такое символика. Сразу хотят играть спектакли, строить большие полотна, играть.

Нынешние студенты с очень большими амбициями, спорят с педагогами, отстаивают свою точку зрения, обижаются. Иной раз хочется накричать на них, но выпустишь пары, одумаешься – это же дети, что с них взять. Если в результате наших усилий 50 процентов актёрских амбиций останутся, а вредные для актёра будут изжиты – это будет с нашей стороны гражданский подвиг.

Вообще преподавать на факультете и учить актёров – это очень трудная профессия. Столько нервов и сил тратится! Каждому из наших 19 студентов нужно уделить время.

А сколько у Вас юношей и девушек?

У нас 8 девочек и 11 мальчиков. Набирали мы больше, было 12 мальчиков, но один из мальчиков по семейным обстоятельствам учится не смог. Вообще мы больше стараемся набирать мужчин, потому что мужчины чаще отсеиваются, уходят с курса.

А в чём причина?

В силу разного жизненного менталитета, в силу того, что мужчина стремится зарабатывать деньги, а существовать на одну стипендию не может. Всевластвующая сила денег губит очень многих людей. И, кроме того, ведь не всякий выдержит каждодневно находиться в шкуре студента 12 часов в день.

Некоторые начинали учиться, затем уходили в бизнес, зарабатывать деньги. И что Вы думаете? Прошло четыре года, и они вновь поступают, опять хотят прийти в искусство. И я рада, что так происходит. Значит такова их планида, человек должен был пройти этот путь, чтобы понять, что главное в их жизни.

Кто-то из мастеров Саратовской театральной школы не любит набирать студентов без жизненного опыта?

Вообще при наборе мы находимся в позиции Агафьи Тихоновны: «Ах, если бы вот этому парню опыта побольше, а если бы уши вот этого мальчика пристроить к глазам вот этой девочки… то было бы идеально» Редко бывают такие индивидуумы, которые совмещают всё это.

Хотя у нас есть такие студенты, вроде бы простые детишки, но такая внутренняя опора, стержень, такие мысли… Этот набор уже совсем другой, отличается от предыдущего, у них более сложные, более витиеватые. У нас образовалась интересная прослойка на курсе!

Некоторые курсы можно узнать. Мастер, который ведёт обучение, накладывает свой отпечаток на студентов. Вы свой курс не пытались рассмотреть под этим углом? Есть какие то узнаваемые черты?

Декан нашего факультета, Наталья Петровна Горюнова, когда наш курс показал первый капустник, сказала: «Второй набор у Вас, и девчонки у Вас какие-то хорошие, яркие, прямо косяком идут. А мальчишки пока ещё отстают.» Мальчишки они вообще отстают немного от девчонок, в какой-то момент это сравнивается, потом может быть они, и перегоняют, но пока они какие-то «недопёски», мусора ещё полно в голове. У нас на курсе крепкое женское зерно, наверное, именно этим курс отличается. Девчонки крепкие, энергичные. Идёт постоянная борьба за лидерство, выясняется, кто будет главный на курсе, патриархат победит или матриархат…

Но ведь и дипломные спектакли прошлого выпуска были именно женские: «2*2=5», «Хочу ребёнка».

Да в этих спектаклях женская тема…

Может быть, это и получилось из-за того, что столь яркие и деятельные девушки на курсе?

На нашем прошлом курсе вычленилась яркая героиня – Ирина Кондакова. Хорошая, подающая надежды актриса. Почему бы не взять на эту индивидуальность спектакль, почему не дать попробовать? На мой взгляд, это совершенно уникальная пьеса. Мне много пришлось сидеть с этой пьесой, делать сценическую редакцию этой пьесы специально для спектакля. Пьеса гениальная, там столько граней, столько углов… И вышло так, что студенты почти пристроились за героиней, отдав ей пальму первенства в спектакле. А ведь там же и герой был. А получилось, что весь спектакль шёл на игре двух женщин – Милды и Олимпиады, которые делили этого «быка-производителя», от которого может родится новое, здоровое потомство.

Но потом пошло развитие – спектакли «Дом Бернарды Альбы», «Трамвай «Желание». Это же спектакли несущие женское начало.

Я считаю, что это нормально. Я много читаю грамотных книг. В одной такой книге я прочла предсказание «Наступит эра великих дам». Мне эта фраза понравилась. Мне кажется, что женская организация отлична от мужской, женщине больше присуще чувственное начало. И именно сейчас нам этого не хватает. Сейчас все в жизни алгебраично, просчитано. С другой стороны мы что-то теряем. Ведь «Баба, она сердцем чует» как говорил горбатый в фильме «Место встречи изменить нельзя». Мне интересна эта тема, я хочу посмотреть, во что это всё выльется, куда приведёт наша жизнь.

Женщина своим присутствием часто облагораживает окружающую обстановку. Вот в спектакле «Трамвай «Желание» женщина своим присутствием облагораживает латинский квартал.

Само присутствие женщины, действительно трансформирует окружение. Женщина для этого ничего специально не делает. Но всё что вокруг неё, глядя на неё, начинает преображаться, появляются какие-то эстетические нормы, о которых раньше может быть никто и не подозревал.

Игорь Баголей и Эльвира Данилина в спектакле «Трамвай «Желание»
Игорь Баголей и Эльвира Данилина в спектакле «Трамвай «Желание»

На сцене это особенно заметно. Ведь мужчине-герою, для того чтобы выйти на сцену и действие началось нужно иметь в руках какой-то предмет. А женщина выходит, взглянет в зал и обстановка преображается, начинается действие.

Да, знаете, как мы боимся этих актёрских протезов? Очень часто начинаешь думать, куда же деть руки! Ведь любое положение рук что-то означает. Вот и думаешь, что-бы придумать, куда свои руки деть. У меня, слава богу, сумочки дамские есть.

Спектакль «Трамвай «Желание» поставленный на сцене Академдрамы по моему мнению намного ярче, чем фильм Элии Казана, снятый в США в 1951 году. Наша постановка намного ближе к сценическому варианту пьесы Теннеси Уильямса. К тому же ужасное качество перевода. Фильм мне не понравился.

Я видела два варианта переводов этого фильма. Один очень плохой, фразы переведены на бульварном уровне. А второй вариант это перевод Неделина. Вот с этим переводом и надо смотреть, все им пользуются. Вообще переводные вещи надо смотреть, обязательно имея в руках оригинал пьесы.

Допустим в пьесе написано «Смерть бьёт по карману, мисс Стела». А в фильме «Смерть это дорогое удовольствие, мисс Стела». И для меня более ценным оказалась фраза «Смерть это дорогое удовольствие, мисс Стела». Это более иронично-трагично, более глубоко. И с разрешения Марины Витальевны Глуховской в спектакле звучит именно эта фраза.

Я прекрасно знаю, что когда наши мэтры работали над спектаклем «Квартет» они тоже искали оригинальные тексты. И там есть фраза «Ко мне подошёл кто-то в белой сорочке и сказал…», а в оригинале звучит «Ко мне подошёл кто-то в белой комбинации и сказал…». Согласитесь что это совершенно разные вещи, разная окраска фразы.

Русский язык настолько богат, что одну и туже английскую фразу можно сказать по разному, с разными значениями.

Да, в русском варианте можно найти более интересные аналоги.

Я тоже смотрела этот фильм. Но в фильме я в принципе разочарована. Мне кажется, что Элия Казан, который ставил первую постановку этой пьесы на Бродвее с Марлоном Брандо, и в сотрудничестве с Уильямсом, знал что делал. Но я знаю, что Уильямс был против того, чтобы в фильме снималась Вивьен Ли, он хотел, чтобы в фильме снималась та же актриса которая играла премьеру на Бродвее.

Мне не очень непонятно вот что: Стэнли видит перед собой почти сумасшедшую женщину, и насилие этой сумасшедшей женщины, это вообще ниже пояса. Разбитое зеркало, такой символизм… Для меня там было много неясностей.

Когда ставился спектакль, наши взгляды с режиссёром совпали. Я с облегчением вздохнула, когда она сказала, что Бланш нормальная, не сумасшедшая. Для меня совершенно непонятно как играть сумасшедшую. Придумывать какие-то ужимки и прыжки и пользоваться этим как какой-то прикрышкой актёрской… для меня это не интересно. Мне были интересны другие вещи в этой женщине.

И второе в чём мы совпали – совершенно нормального человека увозят в сумасшедший дом, нормального, просто необычного! Если учесть те события которые произошли в жизни Бланш… Иному может быть и на десять жизней хватит таких потрясений, а ей всё в одной жизни довелось пережить: столько смертей, потерь, трагедий. Разве женщина, которая всё это вытащила на своих плечах, может быть нормальной и спокойной? И она приехала со своим кофром, в котором вся её жизнь. Единственное оставшееся существо – это сестра. Вот если скажет она – уходи, я не могу тебя принять, куда ей деваться? Только бросится с моста.

Сцена из спектакля «Трамвай «Желание»
Сцена из спектакля «Трамвай «Желание»

Сцена с кофром вообще очень символична. Когда Бланш сидит внутри кофра, его створки прикрыты, это похоже на створки раковины. Как дом-крепость.

Мы вообще на репетициях шутили по этому поводу. Когда изготовили этот кофр, я вспомнила фильм «Дракула Брэма Стокера». Мне это напомнило сцену из фильма, в которой Дракулу везут в гробу в родной землице. Этот кофр то же самое – он и дом, он и гроб он и гардероб и всё что осталось в жизни Бланш.

На мой взгляд кофр, это очень удачная находка художника и режиссёра. Когда ты сидишь в кофре, чувствуешь себя, что ты закрыта, ты в домике. А как выходишь оттуда, всё – как будто холодно становится.

Спектакль вообще достаточно сложный. Действие одновременно происходит на разных уровнях. Спектакль не по Станиславскому, когда герой выходит и читает монолог, а все остальные застыли. Актёры – жители латинского квартала, очень хорошо иллюстрируют течение жизни.

Конечно, можно было бы замкнуться на истории главных героев, а остальные бы только подыгрывали. Но интересно то, что все персонажи имеют имена, все связаны с Уильямсом. Это палаточный город населён персонажами Теннеси Уильямса. Марина Глуховская нашла удивительный ход. У всех этих персонажей своя история, она протекает на сцене, в течении спектакля разыгрывается.

Да, мимоходом, не акцентируя внимания, течёт жизнь, возникают любовные треугольники, люди ходят в гости…

Конечно, это течение жизни. И потом Юнис говорит Стеле: «Жизнь не остановишь». В этом то, в общем, и есть зерно. Какая бы трагедия не была, какое бы страшное предательство не было, жизнь перемалывает всё. Жизнь мелет всё как жернова, она всё это перемалывает в прах и будет перемалывать.

Но существование Бланш всё равно оправдано.

Безусловно. Хотя с другой стороны говорят так: «незаменимых нет, но есть неповторимые». Да, она уйдёт и жизнь продолжится, но она будет другой.

Ключевой момент, как нам кажется это день рождения Бланш. Это попытка перерождения. Пришёл человек, который заставил первый раз всех умыться.

Нет, чистая рубашка – это их принцип. Что есть любовь? Это вовремя выстиранная рубашка… Из мелочей, на которые в бытовой жизни мы не обращаем внимания, складывается любовь. Насколько чистоплотно мы относимся к человеку. Хорошее, но подзабытое слово чистоплотность! Опять же на букву Ч слово честь. Мне кажется, в спектакле исследуется момент чести.

Прав ли Стэнли, ведь он считает, что считает, что спасает друга (Митча)?

Ну есть конечно дуализм, как говорил всегда Александр Иванович Дзекун. С одной стороны понятно, но с другой стороны – это прикрышка. Ну вышла бы баба замуж, ушла бы от вас, освободила бы жилплощадь, если уж вам невмоготу. Тут другое, казалось бы, совершил достаточно честный поступок, но с другой стороны зачем? Открыл глаза на то, что было очень давно. Тоже мне Моисей. На мой взгляд, наша частная жизнь должна быть неприкосновенна! А с другой стороны как было женщине преподающей в школе и получающей гроши было жить? И потом надо учесть, что это кровь. Это ведь Дюбуа! Это не какая-то мисс Смит! У неё должны быть дорогие часы, дорогие меха, драгоценности. И хоронила то она своих родственников, тоже Дюбуа, не в сосновых гробах, абы каких, а в тех дорогих, которые стоят как квартира. Нет, это принцип: хотя у нас и нет ничего, мы бедные, но у нас всё должно быть! Не будешь соответствовать – потеряешь себя, тебя просто не будет. Вот это её и удержала на плаву.

Напоминает принципы Российского офицерства в хорошие времена.

Абсолютно точно! В этой женщине есть офицерское мужское начало.

И эти ребята, которые уезжают на фронт, к которым выходишь на лужайку и ты с ними проводишь всю ночь это не потому, что ты похотливая самка, ты не Мессалина, нет! Это совершенно другое. Это мне напомнило Марлен Дитрих. Ведь она приезжала на фронт, там ей разбивали палатку, и она всю ночь обслуживала молодых солдат, которые может быть уже не увидят завтрашний день или он станет для них последним. И она получила Орден почётного легиона, за свои выступления и за такую вот поддержку духа войска. И вошла она в Париж через триумфальную арку вместе с Шарлем де Голлем. Вот её оценка государством, это не просто так! Так и Бланш выходила к ребятам. Пусть уж лучше они запомнят это прекрасное тело, пусть это будет последнее, что отразится в их стеклянных глазах.

У Мопассана есть пьеса «Койка № 29». Она во многом перекликается с обсуждаемой ситуацией. Там проститутка, тоже француженка заражала немецких солдат и уничтожала их больше чем целый полк. Это тоже из моей актёрской биографии.

Бланш очень привлекательна, мною очень любима. Я не знаю, насколько я достигаю этого в своей работе, но мне кажется, у меня ещё есть возможность приблизиться к этой природе и полюбить её в себе.

Каждая новая роль даёт возможность постичь в себе то, о чём ты раньше никогда не задумывался. Есть ли в тебе это? Раньше ты этого не чувствовал и это не возникало, но если в тебе возникает, какой то новый взгляд, новая призма… Это обогащает нас как людей. На какой то момент я поняла, что начала думать как она, выбирать как она.

Как нам довелось услышать, пока репетировали спектакль, все актёры кто был занят резко изменились. Вообще все кто работает с Мариной Глуховской меняются.

Потому что Марина Витальевна, как режиссёр, обладает потрясающим качеством: она не диктатор, она доверяет артистической интуиции, артистическому поиску. Она не закрепляет жёстко. Она как снайпер в засаде, сидит очень долго, высматривает. Но при её демократичном подходе и безграничной любви в к артисту она имеет в себе режиссёрскую волю, умеет так сказать, что все моментально начинают работать. Она произнесла, на мой взгляд, совершенно гениальную фразу: «Почему режиссёр должен быть оралом и погонялом? Он им не должен быть, мы же работаем в синтезе и сотрудничестве».

Хотелось бы еще поработать с Мариной Глуховской?

Да, и не один раз!

Есть секреты вхождения в образ?

Есть. По секрету скажу, для каждой героини у меня есть свой запах. Елена Андреевна – это «Кокон», Бланш Дюбуа – «Коко Мадемузель», Евлампия Николаевна – «Натура». Для каждой героини у меня свои собственные духи. И ещё для каждой героини есть своя, отдельная какая-то «примочка».

Василий Зимин, Станислав Авдеев. 18.11.2006



   Copyright © 2006-2011 Василий Зимин, Станислав Авдеев. Дизайн – AnastAsia Komnazki.

Яндекс.Метрика