| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
|
|
||||||||||||||||
Актёры | Юрий Иванович КаюровЮРИЙ ИВАНОВИЧ КАЮРОВЮрий Иванович Каюров родился в городе Череповце 30 сентября 1927 года. Отец – Каюров Иван Дмитриевич (1896-1941), мать – Каюрова Ольга Алексеевна (1900-1977). Иван Дмитриевич Каюров, в страшном 1937 году был репрессирован и до 1939 года сидел в бывшем Тихвинском монастыре, приспособленном под тюрьму. Ольга Алексеевна, оставшаяся с двумя детьми на руках, работала воспитательницей в детском саду. В 1939 году отца Юрия, чудом избежавшего расстрела, отпустили. В первые дни Великой Отечественной войны, отправив семью на родину, в деревню под Белозерском, Иван Дмитриевич Каюров ушел в народное ополчение и в декабре 1941 года погиб, защищая Тихвин.
Став старшим мужчиной в семье, Юрий Каюров, не доучившись до конца 7-го класса, поступил в ремесленное училище и вместе с ним потом уехал из Белозерска в Вологду. Окончив в 1944 году училище токарем 5-го разряда, получил направление на ленинградский завод «Вулкан». Обтачивал корпуса мин и снарядов, работал для фронта, для Победы. С 1944 по 1949 год служил в Советской армии сначала курсантом в Куйбышевском подготовительном военно-морском авиационном училище, затем в Ленинграде, на крейсере «Аврора». Еще во время службы в Советской Армии Юрий Каюров, в один из дней увольнения от флотской службы, попал в ДК имени Кирова. Увидел там объявление о наборе в театральную студию и просто так, без каких-либо далеко идущих планов, записался. Занятия, которые вели известный артист Василий Васильевич Меркурьев и режиссёр Ирина Всеволодовна Мейерхольд, дочь выдающегося режиссёра Всеволода Эмильевича Мейерхольда, неожиданно увлекли, захватили молодого человека. Постепенно он стал задумываться о профессии актёра. В 1949 году он демобилизовался и сразу же понес заявление в Ленинградский театральный институт имени А.Н. Островского, где был принят сразу на второй курс (сказалась школа, пройденная в театральной студии). Так он попал в класс профессора Е.И. Тиме, ведущей актрисы театра имени А.С. Пушкина, и профессора И.Е. Серебрякова. Только что из армии, ещё не слишком образованный, он оказался в совершенно новой обстановке, попал в иной, удивительный и прекрасный мир. В институте Каюров попал под опеку настоящих интеллигентов, к педагогам, чей высокий образовательный уровень, широчайшая эрудиция и профессиональное мастерство буквально ошеломили его. Каюров ходил на занятия в военной форме: в сапогах, галифе и гимнастерке. Это была его единственная одежда. Как-то раз в институте шофер, который возил профессора Н.Н. Качалова передал ему сверток. Развернув его, Юрий увидел отличный костюм и ботинки. Одежда от профессора Качалова стала первым концертным костюмом Юрия Каюрова. Дипломной работой студента Каюрова стали роль старого цыгана, отца Маши в «Живом трупе» Л.Н. Толстого, роль в пьесе А.Е. Корнейчука «Платон Кречет», а также Пятеркин в «Вассе Железновой» М. Горького, который впоследствии стал одной из любимых ролей в репертуаре актёра Юрия Каюрова. После выпускных экзаменов, в 1952 году, его пригласили на работу в Саратовский академический драматический театр.
Дебют Каюрова на Саратовской сцене состоялся в спектакле о Радищеве, который назывался «Сын Отечества». Начинающему актёру дали эпизодическую роль караульного, который сторожил Радищева, этапируемого властями куда-то в Сибирь. За 15 лет работы в Саратове Каюров сыграл огромное количество сценических ролей, преимущественно в пьесах современных авторов, но также и в классических произведениях. Среди них Ведерников и Марат в пьесах А.Н. Арбузова «Годы странствий» и «Мой бедный Марат», Алексей в «Оптимистической трагедии» В.В. Вишневского, Часовников в «Океане» А.П. Штейна, Незнамов и Карандышев в пьесах А.Н. Островского «Без вины виноватые» и «Бесприданница», Михаил Зыков в «Зыковых» М. Горького и многие другие. В Саратовском театре существовала прекрасная, можно сказать, уникальная труппа. Работали Вацлав Янович Дворжецкий, Аркадий Высоцкий, Карганов, Муратов, Сальников, Шутова… Замечательные артисты, настоящие профессионалы. Возглавлял труппу режиссёр Николай Автономович Бондарев, который был и остается одним из самых любимых театральных режиссёров Юрия Каюрова за всю его профессиональную жизнь. В 1961 году Каюрову, тогда актёру из провинциального театра, предложили сняться в кино в роли молодого В.И. Ульянова-Ленина в фильме «В начале века». После удачного кинодебюта последовало приглашение на ту же роль в телевизионный фильм «Сквозь ледяную мглу» (1965 год). Впоследствии Каюров будет еще неоднократно обращаться в театре и кино к образу вождя на разных этапах его политической биографии. В кино он воплотил этот образ в фильмах: «Шестое июля» и «Исход» (оба 1968 год), «Кремлёвские куранты» и «Почтовый роман» (оба 1970 год), «Ленин в Париже» (1981 год, Государственная премия СССР в 1983 году) и других. Среди лучших ролей Ю.И. Каюрова в кино также: Волжин в фильмах «Пропавшая экспедиция» (1975 год) и «Золотая речка» (1977 год), Лагун в картине «Пламя» (1975 год, Серебряная медаль им. Довженко), Крыленко в фильме «Белый снег России» (1980 год) и другие. Снимался он также в картинах «Вдовы», «Моя Анфиса», телевизионных лентах «Инженер Прончатов», «И это всё о нём…», «Главный конструктор», «Взятка», «Петербургские тайны», «Романовы – Венценосная семья».
В 1967 году Юрий Каюров ещё работал в Саратове, и в отпуске приехал в Москву. В это время в Малом театре гастролировал ленинградский театр имени А.С. Пушкина. Желая увидеть новые постановки театра, на спектаклях которого он воспитывался в годы учебы в Ленинграде, Каюров обратился к администратору Малого театра за пропуском. И вдруг услышал от него нечто совершенно неожиданное: «Ну где вы пропадаете, мы же вас разыскиваем!» Оказалось, в Малом театре заметили работу актёра в роли Ленина в фильме «Сквозь ледяную мглу» и решили пригласить сыграть эту роль в спектакле «Джон Рид», автором и постановщиком которого был Е.Р. Симонов, в ту пору главный режиссёр Малого театра. Так, в 1967 году Юрий Каюров вступил в труппу Малого театра. За время работы на Саратовской сцене Юрий Каюров приобрел интересный и полезный опыт. Кроме того, идеи петербургской театральной школы, которые нес с собой актёр, внесли в художественную жизнь Малого театра разнообразие и свежее дыхание. В Малом театре Каюров создал большую галерею великолепных, колоритных сценических образов в произведениях русской классики, а также в пьесах современных отечественных и зарубежных авторов, поставленных лучшими режиссёрами, в разные годы работавшими в Малом театре: Б.А. Бабочкиным, Б.И. Равенских, Л.В. Варпаховским, Л.Е. Хейфецем, Б.А. Львовым-Анохиным, Б.А. Морозовым. Юрий Иванович создал немало замечательных классических образов в произведениях Островского, Горького, Чехова, Толстого. Первой классической ролью артиста, сыгранной им на сцене старейшего театра сразу после дебюта, был Васильков в комедии «Бешеные деньги», поставленной в 1969 году замечательным режиссёром, тонким интерпретатором классических произведений Л.В. Варпаховским. Созданный Каюровым образ стал художественным открытием, новой страницей в истории сценического воплощения одного из самых неоднозначных, сложных характеров Островского. Вслед за Васильковым Каюров сыграл в пьесах Островского Кулигина («Гроза», 1974 г.) и Лупачева («Красавец-мужчина», 1979 г.). Мастерство перевоплощения, блистательное владение искусством психологического анализа и социального обобщения, умение создавать убедительные сценические портреты в конкретных жизненных и исторических обстоятельствах помогли Юрию Каюрову и в работе над произведениями М. Горького.
На сцене Малого театра артист воплотил четыре интересных, самобытных горьковских характера. В спектаклях, поставленных Б.А. Бабочкиным, он сыграл обаятельного, умного, проницательного Рябинина («Достигаев и другие», 1971 г.) и загадочного, окутанного тайной, держащего зрителей в постоянном напряжении Строгова («Фальшивая монета», 1972 г.). В «Фоме Гордееве», поставленном Б.А. Львовым-Анохиным (1981 г.) и в «Зыковых» – спектакле режиссёра Л.Е. Хейфеца – создал великолепные по силе художественного воздействия монументальные образы «хозяев жизни», предпринимателей-капиталистов Якова Маякина и Антипы Зыкова. Яркие, сильные, запоминающиеся образы создал Каюров и в произведениях А.П. Чехова и Л.Н. Толстого. Сыгранные им роли чеховского профессора Серебрякова в спектакле «Леший» (1988 г.), а затем в «Дяде Ване» (1996 г.), а также толстовский Старик из романа «Воскресение» (1998 г.) отмечены точным воспроизведением литературно-художественных, стилистических особенностей авторов и глубоким пониманием философии этих классических образов. Искусный мастер перевоплощения, ярко раскрывающийся в классических ролях, Каюров не менее убедительно и достоверно выступает в современных произведениях. Каюров, актёр активной социальной темы, четко выраженной гражданской позиции, нередко склонный к публицистически острому обнажению мысли, создал немало интересных работ на сцене Саратовского драматического театра, в кино и на телевизионном экране. Социальную тему в своем искусстве артист с успехом развивал на сцене Малого театра, воплотив в его постановках ряд замечательных образов наших современников, таких как капитан Сафонов («Русские люди» К.М. Симонова), Пальчиков («Вечерний свет» А.Н. Арбузова), художник Васильев в спектакле «Выбор» Ю.В. Бондарева и других. Глубокие, ёмкие по содержанию и силе художественного воздействия, интересные своим необычным внешним рисунком, колоритные, артистично вылепленные образы создал Каюров и в произведениях иностранных авторов. Полоний («Убийство Гонзаго» Н. Иорданова, 1991 г.), Херман Израэль («Король Густав Васа», 1999 г.) – впечатляющие, яркие, убедительные работы мастера.
Юрий Каюров имеет награды за творческую работу. Лауреат Государственной премии СССР (1978 год – за участие в цикле тв-фильмов «Наша биография»; 1983 год – за участие в фильме «Ленин в Париже»). Лауреат Государственной премии РСФСР им. К.С. Станиславского (1984 год – за театральную работу). В 1979 году Юрию Каюрову было присвоено звание народного артиста РСФСР. Кавалер орденов Дружбы Народов (1974 г.), Октябрьской Революции (1987 г.), Трудового Красного Знамени (1971 г.), ордена Почета (1998 г.). В марте 2010 года Юрий Иванович сыграл в Малом театре очередную свою премьеру. Спектакль «Сон героини» ставил по своей пьесе Александр Галин. Каюров исполнил роль актёра Шубина, играющего роль Ленина в театре. Т.е. получается свою роль, ведь Каюров один из самых ярких исполнителей роли Ленина. Супруга Юрия Каюрова – Валентина Леонидовна Каюрова (1928 года рождения), по профессии врач-стоматолог, работала в медицинской части Малого театра. Сын Юрия Каюрова – Леонид Юрьевич родившийся в 1956 году пошёл сначала по стопам отца: окончил актёрский факультет ВГИКа; учился в классе Б.А. Бабочкина, а после его смерти в классе А.В. Баталова. Снялся в главных ролях в фильмах «Несовершеннолетие», «Последний шанс», «Моя Анфиса». В телеспектакле «Ромео и Джульетта», поставленном А.В. Эфросом, неординарно сыграл Тибальда. Отслужив в армии, работал в театре имени Ленинского комсомола, затем во МХАТе. В спектакле «Путь» А. Ремеза создал образ молодого Владимира Ульянова. Однако потом он изменил свой жизненный путь, резко оборвал так ярко и интересно начавшуюся артистическую карьеру, избрав для себя служение Богу: окончил Духовную Академию в Сергиевом Посаде, стал дьяконом. Василий Зимин 10.09.2006, обновлено 6.6.2010 При подготовке статьи использованы материалы сайта biograph.comstar.ru и сайта Культура-Портал | |||||||||||||||