Актёры

 

 

 

 

Актёры ушедшие от нас
Наши современники
Актёры Саратовских театров
Студенты театрального факультета
Григорий Алексеев
Григорий Аредаков
Игорь Баголей
Владимир Верин
Эльвира Данилина
Екатерина Ледяева
Юрий Ошеров
Татьяна Родионова
Валентина Федотова
Зоя Юдина
Интервью с Эльвирой Данилиной
Рейтинг@Mail.ru
Фильмы с участием Олега Клишина:

2006 — Столыпин… Невыученные уроки

На главную страницу сайта Написать письмо Вопросы и ответы Карта сайта

Актёры | Олег Юрьевич Клишин | | Интервью

ИНТЕРВЬЮ С ОЛЕГОМ КЛИШИНЫМ

Беседа состоялась в жаркий июльский полдень на одной из скамеек парка «Липки». Поводом к нашей встрече, стал предстоящий показ по каналу НТВ фильма «Столыпин… Невыученные уроки».

Здравствуйте, Олег Юрьевич!
А Вам самому удалось посмотреть фильм «Столыпин… Невыученные уроки» целиком?
Нет, я с таким же нетерпением, как и все жду премьеры фильма по телевидению. Ничего революционного не произошло, актёры видят фильм только во время премьеры.

Олег Клишин
Олег Клишин
На самом деле фильм уже был показан по спутниковому каналу RTVi в марте этого года (2006). Его могли посмотреть все владельцы спутниковых антенн, в том числе и за рубежом. И в Израиле в связи с этим фильмом поднялась волна недовольства. Вы можете прокомментировать?
Я ничего прокомментировать в данном случае не могу, потому что я сам фильм не видел и о волне негодования с израильской стороны я прочитал из газет, в чём это заключается, я тоже не знаю, был только констатирован факт. У каждого своё мнение. Я думаю, что, и наш российский зритель, после просмотра фильма будет иметь своё мнение: будет негодование или может быть восторг. А может быть, будут равнодушные.

Вот равнодушия не хотелось бы, фильм-то исторический.
Вообще, конечно, в фильме вопрос о Столыпине поднимается впервые в истории России вот так, с большой трибуны.

Сериал получился более художественный или более документальный?
В прессе и по телевидению фильм называют сериалом. Понятие «сериал» по отношению к этому фильму меня коробит, наверняка это коробит и режиссёра Юрия Кузина и других актёров. Что такое сериал? Это 100, 200 или 1000 серий. У нас всего 14 серий. Сериал – это когда всё снимается достаточно быстро, в день они снимают иногда по 20 минут, иногда и целую серию. У нас «выработка» в день была 3-3,5 минуты. Это говорит, что мы более скрупулезно отрабатывали материал. Съёмок с одного дубля практически не было, мы снимали и по 5 и по 8 дублей. Мы не гнались за количеством, мы пытались сделать качество. Поэтому мы (съёмочная группа) называем его многосерийный телевизионный художественный фильм. Снимали на киноплёнку, все было очень серьёзно.

А в какой период снимался фильм?
С сентября 2004 года по 31 июля 2005 года.

Вас долго утверждали, какие колебания с Вашей стороны были, когда соглашались на роль?
Меня утвердили «в третьем чтении». Колебаний у меня не было, хотя бы по той причине, что в кино я был приглашен в первый раз. Что касается самого Столыпина, то безусловно, если уж начинать, то с чего-то большого. Это заглавная роль, это было вдвойне, втройне интересно.

О Столыпине много пришлось узнать нового, прочитать или Вам хватило режиссёрских установок?
Я не хочу обидеть Юрия Кузина (режиссёра фильма), но я прожил со Столыпиным семь лет, а он год. У меня было много наработок. Я, ещё будучи студентом Поволжской академии государственной службы, занимался личностью Столыпина. И до этого приходилось в образе Столыпина поздравлять с праздниками, открывать памятник. Все это время я не пропускал ни одной книге о Столыпине, всё читал. Мое мнение о Столыпине формировалось не скоропалительно, а постепенно и долго. Я считаю, что семь лет это долго.

Пётр Аркадьевич Столыпин
Пётр Аркадьевич Столыпин
Образ Столыпина разный для разных поколений. Много раз менялась оценка личности Столыпина и его роли в истории. Т.е. разные мнения у разных людей. А каково Ваше мнение о личности Столыпина?
Мнения у людей не будут одинаковыми, ведь каждый оценивает по своему. Тем более фигура Столыпина достаточно выпуклая и как политика, и как хозяйственника, и во всех других отношениях. Во всяком случае, моё мнение однозначно, что он человек положительный во всех отношениях. Даже по одной простой причине, что он что-то делал. Меня покорил тот факт, что Столыпин отказался, будучи Саратовским губернатором, от назначения в Москву, считая, что у него много важных дел в губернии. Он сказал, «прикажет царь – поеду, не прикажет – не поеду». Понятно, что он ехал туда (в Москву) не за погонами и не за привилегиями больших должностей.

Я не пытаюсь переписать историю, как у нас делают историки каждый день в зависимости от политических дуновений. Исторические труды я перелистывал как бы, между прочим. Мне очень было интересно, что пишет о нём дочь. Ведь вряд ли она стала бы кривить душой, и она написала о нём много хорошего. Ведь все-таки мы пытались создать на экране не политического деятеля, а человека. А как актёр, исполняющий роль этого человека, я не могу не любить его по определению.

А разногласия с режиссёром в трактовке роли Столыпина у Вас были?
У нас были достаточно большие разногласия. В принципе за это я благодарен Юрию Кузину. Даже доходило до того, что я говорил «будем снимать так и никак по другому». Посмотрев кино, мы увидим, насколько удачен был компромисс. Сейчас можно говорить только о том, что мы хотели сделать, а как получилось – судить зрителю.

Вы актёр театра. Вхождение в кинопроцесс для Вас было трудным?
Это абсолютно разные вещи! Несмотря на то, что у меня в дипломе написано «актёр театра и кино», но ничего о кино я не знал. Ничего у нас в Саратовском театральном учебном заведении о кино не говорится и не учится. Готовятся театральные актёры. Когда я пришёл в кино, было абсолютно всё новое. Если в театре мы заучиваем долго тексты, выучиваем его на площадке в процессе долгих читок, и этюдов, то здесь надо было приходить с абсолютным знанием текста, потому что учить некогда. Есть определённый метраж пленки, нельзя подводить товарищей. Очень часто приходится работать без партнёров. Если это сверхкрупный план, то под подбородком и за ухом стоят софиты, тебе говорят, что твой партнер, это вот тот шпингалет на окне. Это все по другому, все не как в театре, но ко всему этому надо было привыкать и все осваивать. Я очень старался. Со мной работали люди, которые уже снимались в кино, но я прекрасно понимал, что учить пришедшего на площадку чайника никто не собирается – это, наверное, задача для педагогов в ВУЗах. Очень заразительная эта вещь – кино, очень интересная.

Очень часто были ситуации такие, что утром перед съёмкой я узнавал, что часть заученного накануне текста заменена. И приходилось тут же перед камерой заново учить текст.

В списке актёров занятых в фильме мы почти не видим узнаваемых имен. Это плюс или минус для фильма?
Я думаю, что это огромный плюс нашего проекта. Если бы были известные всем звёзды, они бы своим шлейфом, тем, что они переиграли раньше, перекрывали бы то, что открывается в проекте впервые – историю Столыпина. На роли назначены люди, за которыми не тянется шлейф других образов. На экране выстраивался именно тот образ, который был задуман и ничего более.

А знакомые cаратовскому зрителю актёры на съемках фильма были?
Владимир Смирнов, мой сокурсник по театральному факультету, с которым мы вместе учились на курсе Валентины Александровны Ермаковой, играл Распутина. Сейчас он работает в театре «Версия», у нас в Саратове.

Были ли интересные, курьёзные случаи на площадке?
Были. Расскажу пару случаев:

В Костроме мы снимали Сибирь. По замыслу режиссёра, Столыпин с крестьянами и чиновниками идет по улице сибирской деревни, а из под ног, дабы оживить кадр и показать богатство деревни должна разбегаться многочисленная живность. Реквизитор получает задание раздобыть кур. О том, что нужны куры, режиссёр повторял много дней и похоже все уже на съемочной площадке фразу «нужны куры» выучили наизусть. Надо сказать, что в этот день, кроме этой сцены снималась сцена приезда Столыпина и застолья. И вот сцена на улице уже отрепетирована, выставлен свет, выставлена камера, все вроде бы готовы. И режиссёр с нотками истерики в голосе кричит: «Ну где же куры? мне же кур обещали, много кур!». На что из-за спины режиссёра раздается не менее истеричный голос реквизитора «Да сколько я за Вами могу ходить, куда их девать кур? Вот они куры!» Вся съёмочная группа оборачивается на голос реквизитора и видит, у того два огромных клетчатых баула типа «мечта челнока» полные жаренных кур. Взрыв гомерического хохота на площадке…, вся съёмочная группа просто лежала от хохота. Т.е. по своему поняв, что куры нужны для сцены застолья, реквизитор раздобыл огромное количество свежеприготовленных, ароматных жареных кур.

Что делать, как снимать? Пошли по окрестным подворьям искать кур. У местных жителей кое-как выпросили четыре курицы. Куры пришли на съемочную площадку со своими хозяевами – те следили, чтобы с курами ничего не случилось. Но куры птицы пугливые, оказавшись на съёмочной площадке, среди незнакомой обстановки они стремились убежать в ближайшие кусты, чтобы спрятаться там. Что делать? Ведь снимать то нельзя! Кто-то придумал привязать кур за ногу. Взяли веревочки, привязали к колышку, вбитому в дорогу. Но как только кур отпускали из рук, те все равно пытались убежать, причем в разные стороны. Когда длинна веревки не давала курице бежать дальше, то курица застывала с поднятой ногой и веревкой натянутой к колышку. Снять эту сцену смогли только когда сделали большой перерыв в съёмках и дождались пока куры успокоились.

Еще курьёз был, когда меня не узнавали на съемочной площадке. Дело в том, что отсняли весь Костромской период, когда Столыпин зрелый, приехали в Питер и снимали много сцен со зрелым Столыпиным. А потом необходимо было снимать молодого Столыпина, его студенческие годы. И вот я приезжаю на площадку, переодеваюсь, перегримировываюсь под молодого. Приезжает помощник режиссёра, и начинает бегать между костюмеркой и грим-вагеном (вагончик для грима), не может найти Столыпина. Ей уже звонят со съёмочной площадке торопят, она отвечает что найти Столыпина не может. Я стою рядом, подсказываю, что я здесь, на что она с раздражением отвечает: «Да Вас то я вижу, но мне Столыпин нужен! Где Столыпин?» Потом осекается, начинает медленно оседать, извиняется, все-таки поняла, что я и есть Столыпин. Приезжаем на съёмочную площадку, мне входить в кадр, но меня хватают за руку «Молодой человек, куда вы лезете на съемочную площадку?», я оборачиваюсь – стоит директор фильма. «Ну позвольте хоть сняться!» говорю я, узнав меня по голосу она начала извиняться.

Ну а жареных кур съели потом?
Наверное съели, не знаю, я их потом не видел.

Расскажите немного о себе. Что у Вас в жизни главное: театр, кино, что-то еще?
Был у меня опыт работы в документальном кино. В качестве директора я снял два фильма на Нижневолжской студии кинохроники с московскими режиссёрами Дмитрием Ланчихиным и Викторией Держицкая. Мне понравилась работа в документальном кино, работа достаточно творческая, я был не только администратором-хозяйственником, но старался всячески помогать москвичам осваивать город в качестве гида и в творческих вещах советы давал. Один из этих фильмов занял второе место на международном кинофестивале «Саратовские страдания».

Когда выдается свободное время, с удовольствием прыгаю с парашютом. Это очень интересно и хорошо, своего рода наркотик, после прыжка ни о какой агрессии, ни о каком зле разговора быть не может. Я прыгаю, и останавливаться не собираюсь.

Занимаюсь подводной охотой без акваланга, с задержкой дыхания, здесь у нас на Волге. Трофеев больших нет, но занимает сам процесс.

Рядом, неожиданно включается фонтан, который обдает нас брызгами и наше внимание и тема разговора переключается на тему дождей.
Олег Клишин в роли Столыпина
Кадр из фильма «Столыпин… Невыученные уроки»
Хорошая примета! Когда меня утверждали «во всех трех чтениях» в Питере всегда так было. Первый приезд мой в Питер идет дождь и холод. А так как я первый раз я попал в этот город, то кроме ненависти у меня к нему ничего не осталось. Думаю «что за городишко такой, дождь и холод». На второй раз я приехал, дождь и холод, и прилёт и улёт, боялся что самолёты летать не будут. «В третьем чтении» когда меня вызвали, опять прилетаю – идет дождь, и я стал бояться за людей, они же размокнуть могут от влаги. Все два пока я там был – шёл дождь. Мне говорят, что хорошая примета, когда дело начинается под дождём. И действительно, примета оправдалась! Потом приезжая и уезжая, я почти год в Питере прожил, оказывается там и есть и солнечные и жаркие дни, хотя их мало по сравнению с Саратовом.

Из съёмок фильма Саратов выпал, по той причине, что все старые исторические сейчас завешаны аляповатой рекламой. Вам не обидно за родной город?
Обидно! Мне было бы и проще сниматься здесь. И наверное дух Столыпина, который остался здесь, мне помог бы в чём-то.

Кострома в этом смысле город более интересный. Когда идешь там по улицам, видишь старину… это подкупает. Я там много гулял с огромным наслаждением.

И в Питере так. Мне в Питере задавали вопросы:
– Ты в Эрмитаже был?
– Нет.
– А в театр ходил?
– Нет.
– Ты уже полгода живешь, и нигде не был?
А мы многие сцены снимали во дворцах, но не в зимнем дворце, в других. Что-то, какую-то красоту, я видел в тех дворцах. Я огромное эстетическое наслаждение получал просто от прогулок по улицам. Гулял помногу, по 5-6 часов. Я останавливался на мостах, дышал этим воздухом. Наверное, это мне надо было. Меня абсолютно не тянуло пойти в театр или в музей. В Костроме то же самое было.

Я видел оголтелых туристов, которые имели список из 20 пунктов которые должны были обойти, оббежать за 2 дня. Что они могут вынести оттуда?

Есть одна буддийская мудрость: «Познавая других ты обретаешь мудрость, познавая себя, обретаешь просветление». Во всяком случае, я пытался и в Костроме и Питере, бродя в одиночестве, наслаждаюсь архитектурой, почувствовать себя в этом городе. Питер не сравнить с Москвой, в Москве больше суеты и пыли. В Питере больше покоя и больше духовности.

Ещё немного расскажите из своей биографии
Родился в Саратове, начинал учиться в Саратове в 96-й школе. С 4-го по 11-й класс семья переехала в Энгельс и я учился там, в 11-й школе. Потом поступил на театральный факультет и закончил его. 2-го апреля 1994 года был зачислен в труппу театра. С 2000 по 2003 год учился в Поволжской академии госслужбы. Потом был кинопроект «Столыпин». Вот из таких основных вех складывается моя жизнь.

Спасибо Вам за интервью! Чтобы роль в кино у Вас была крайняя, но не последняя. И творческих Вам успехов!


Василий Зимин, Станислав Авдеев. 13.07.2006

Материалы данного интервью не могут быть использованы для публикации на других страницах сети Internet, в СМИ, печатных изданиях любого рода без получения разрешения авторов. Для получения разрешения обращайтесь по электронной почте.


   Copyright © 2006-2011 Василий Зимин, Станислав Авдеев. Дизайн – AnastAsia Komnazki.

Яндекс.Метрика