Актёры

 

 

 

 

Актёры ушедшие от нас
Наши современники
Актёры Саратовских театров
Студенты театрального факультета
Григорий Алексеев
Григорий Аредаков
Игорь Баголей
Владимир Верин
Эльвира Данилина
Екатерина Ледяева
Юрий Ошеров
Татьяна Родионова
Валентина Федотова
Зоя Юдина
Интервью с Эльвирой Данилиной
Рейтинг@Mail.ru
На главную страницу сайта Написать письмо Вопросы и ответы Карта сайта

Актёры | Ирина Владимировна Степанова | Интервью

ИНТЕРВЬЮ С ИРИНОЙ СТЕПАНОВОЙ

Здравствуйте Ирина! Мы пришли знакомится с актрисами, актёрами и куклами Саратовского театра кукол «Теремок». Расскажите коротко о себе.

Ирина Степанова с куклой Бабы-Яги
Ирина Степанова с куклой Бабы-Яги
Фото В. Зимина ©

В Саратове я живу уже 12 лет, но родилась и росла я в Махачкале. Переехали в Саратов мы в 1993 году, из-за начала войны в Чечне. Поселились мы в посёлке Солнечный, там я и ходила в школу с 3-го класса. У меня есть старшая сестра и младший брат. Моя мама инженер, она очень активная и творческая личность. Все мероприятия, проводимые в школе, проходили с её участием. Всем своим детям она активно прививала к творчеству. Еще в Махачкале мы ходили в кукольный театр, но это я помню смутно. Зато свои походы с мамой, братом и сестрой в театр «Теремок» в 20-ти градусный мороз я помню уже хорошо.

Т.е. с театром Вы познакомились именно здесь?

Да, этот театр я помню с детства, помню хорошо. Я хорошо помню, каким театр был 10-12 лет назад. Когда я пришла в профессию, я чётко знала в какой театр иду.

А как пришла мысль стать актрисой?

Я с детства была активным и творческим ребёнком. Начиная с детского садика, я знала очень много стихов. Когда в садике проводили утренники и детишкам раздавали каждому по несколько строк, я всегда разучивала стихи за всех детей и если кто-то забывал слова или болел, то я всегда читала стихи, потому что я знала все стихи! Мама мне рассказывает: когда меня просили «Иришечка прочти стихи» я залезала на табуретку, и меня было не остановить, пока я не прочту весь свой детский репертуар (а запас стихов был немалый). Эти читки могли происходить и на автобусной остановке и в автобусе.

Когда меня спрашивали, кем я хочу стать, я всегда отвечала что хочу стать актрисой, сниматься в кино или быть телеведущей.

Моя старшая сестра поступила в Боголюбовское училище, она у нас художник. Я тогда училась в 10-м классе, и у меня ещё не было мысли куда поступать. Мысль стать актрисой была несбыточной, нереальной. Мне казалось, что актёры это не люди, это какие-то другие существа, отдельные живущие в другом мире. Мы же люди простые, нам дескать можно поступать только в СГУ или Политех. Однако мне очень понравилось, то что моя сестра пошла в искусство.

Тут надо рассказать о важном этапе моей жизни – участии в Саратовской региональной молодёжной общественной организации «Синегория». Её девиз «Отвага, труд, победа, верность». Именно там раскрылись скрытые во мне таланты. «Синегории» я посвятила три года. Я очень благодарна Ольге Евгеньевне Сохиновой помогавшей мне. Там я познакомилась с Лёхой Усовым.

Когда я училась в 11-м классе я пошла со своим другом Алексеем Усовым (он тоже сейчас актёр в «Теремке», играет Оберона в спектакле «Сон в летнюю ночь») пошла на прослушивание, он поступал на театральный факультет. Там педагог по речи спросил «Кто готов?». А я всегда была готова, запас стихов у меня был большой! Я всегда была готова быть первой! Я прочла стихи и в ответ услышала не комплименты, как это было в школе, а критику: мне подробно объяснили все недостатки. Мне сделали много замечаний, но мне это понравилась, так как я увидела, что можно развивать свои таланты дальше, можно делать лучше.

Я стала ходить каждую субботу на собеседования на театральный факультет. В это же время я параллельно ходила на подготовительные занятия в педагогический институт, так как мне плохо давалась математика. По складу ума я гуманитарий, и все точные науки мне давались не так легко, в школе выручало то, что у меня было много общественной работы в школе: я была президентом школьного актива, командиром КВН и еще много чего… Пионерской и комсомольской организации в школе уже не было, а общественная жизнь была.

Папа и мама хотели, чтобы я стала врачом или педагогом. Мама моя в своё время хотела быть врачом и решила за меня, что я тоже хочу стать врачом, а папа инженер, и он хотел, чтобы я поступила в какой-то серьёзный ВУЗ. Прошли экзамены в педагогический институт, я добрую половину экзаменов списала и таким образом поступила.

Ирина Степанова: «Я всегда отвечала что хочу стать актрисой»
Ирина Степанова: «Я всегда отвечала что хочу стать актрисой»
Фото В. Зимина ©

И тут начинаются экзамены в консерватории на театральный факультет. Я серьёзно поговорила с мамой, но она сказала, что даже не хочет слышать, о моём желании стать актрисой. Я самостоятельно приняла решение забрала документы из педагогического, и подала документы в консерваторию, на специальность «Актёр театра и кино».

Честно говоря, я даже не знала, что набирают кукольный курс. Об этом на факультете даже не говорили. Кукольников считают несерьёзной профессией, даже шутят: «Это как футбол и мини футбол, теннис и настольный теннис». Актёры, которые не углубляются в кукольное искусство, думают, что это легко, а на самом деле нет. Нас кукольников просто недооценивают.

С первого же тура меня Александр Григорьевич Галко убрал, даже не объяснив почему. Но я сильно не расстраивалась. Ко мне подошла душевная и улыбчивая женщина (Татьяна Петровна Кондратьева – мой будущий педагог), которая улыбалась мне во время экзаменов, и я читала басни и прозу на экзаменах ей. Она попросила остаться меня, Максима Тураева и Ивана Подмогильного. После экзаменов, она предложила нам попробовать поступить на её курс – «Актёр театра кукол». Я конечно сразу ответила согласием.

Я поступила очень удачно. Мало было бюджетных мест на дневном отделении, и я поступила на вечернее, где была единственной студенткой. Потом удалось перевести на дневное отделение.

Набирала нас Татьяна Петровна, а 1 сентября мы познакомились с Геннадием Игоревичем Шугуровым. Встреча эта была для меня очень необычной и неожиданной. Когда я увидела его, то подумала: «Этот человек знаменит». У него такое лицо, он так рассуждает… Мне показалось, что это человек с экрана, актёр.

Как только мы поступили, нам казалось, что мы уже актёры, что мы уже работаем, что скоро будем ставить спектакль. Все, кто курит и кто не курит, на переменах выходили на улицу, чтобы стать под табличкой «Театральный факультет», почувствовать себя актёром. Но двух встреч с Геннадием Игоревичем нам хватило, чтобы понять главное: «Мы пока никто, ничего не можем и никакой ценности из себя не представляем. Для того чтобы вырасти во что-то нам нужно очень много работать не щадя себя, забыть друзей и личные интересы, полностью отдаваться профессии. Только тогда профессия будет освоена и вернёт тебе всё сторицей».

Послушав Геннадия Игоревича я так и поступала. Первые два курса я просто жила на факультете, занималась и в воскресенье. Добиралась домой только к часу ночи, падая от усталости, отсыпалась в автобусе. Почти не видела родителей. Появился человек, который мне очень сильно помогал – мой сокурсник Василий Уриевский. Он учился на курсе у Галко, но я смогла переманить его на кукольный курс.

Ирина Степанова с куклой Арфистки
Ирина Степанова с куклой Арфистки
Фото В. Зимина ©

К третьему курсу я почувствовала, что уже что-то, получается: пропали слова паразиты, появилась красивая и правильная речь, я увидела, что могу красиво держать руку в классическом танце. У меня открылись глаза: я стала наблюдать за людьми и животными, подмечать их характеры.

На третьем курсе мы начали репетировать придуманный нами спектакль «Наивный театр». Кукол там нет, все наши куклы в нём, это наши руки, перчатки, шарики, платочки. Это было первое детище нашего курса.

Первый профессиональный спектакль «Колдун и фея». В этом спектакле я, к сожалению, не сыграла ту роль, которая могла бы удовлетворить моё самомнение. Мне досталась роль арфистки. Она во втором действии подыгрывает фее на арфе. Это очень ответственная арфистка, она сшила новое платье, она любопытная: играет и поглядывает в зал, смотрит за реакцией зрителей. Я проявила немного творчества: механика куклы позволяла курком управлять обеими руками, а я разделив лески управляю уже двумя руками, это лучше выглядит. Эта роль небольшая, а в остальное время я в этом спектакле «на помощи» – подаю прутики, стучу в тарелку, подаю кукол.

Есть в профессии кукольника такая особенность, всегда кто-то страхует актёров, находится «на помощи». На спектакле могут запутываться ниточки марионеток – нужно быстро и незаметно для зрителя распутать ниточки, бывает, прямо на спектакле перетираются лески – нужно моментально всё восстановить. Это очень важно в кукольном театре, чувствовать поддержку и помощь партёра.

Возможно именно сплочённость коллектива театра кукол «Теремок» способствует тому, что в театре нет конфликтов выплёскивающихся наружу? Ведь в других театрах какая-то борьба и скандалы происходят довольно часто, взять хотя бы нынешнюю ситуацию в ТЮЗе.

У нас общее дело и мы все поглощены профессией. И нам даже некогда заниматься чем-то, кроме кукол и творчества. Как только ты начинаешь недостаточно уделять кукле времени, она начинает тебе мстить: она ломается, сводит руку, управляющую куклой. Вместо того, чтобы скандалить или выяснять отношения с руководством нужно от себя требовать и работать, работать и работать, как учил нас Геннадий Игоревич.

А Вам просто удалось влиться в коллектив театра?

У меня такой характер: все, что я думаю, я и говорю. Многим людям это не нравится, многие хотели бы, чтобы я промолчала, а я что-то скажу, хоть и не со зла, но люди обижаются. Из-за своего характера я много страдаю.

А вообще у нас очень хороший коллектив. Нас молодых студентов приняли буквально как в семью, поддерживали со всех сторон. Больше всего помогали наши педагоги - Геннадий Игоревич и Татьяна Петровна.

Ирина Степанова с куклой Фунтика
Ирина Степанова с куклой Фунтика
Фото В. Зимина ©

На третьем курсе я срочно вводилась в спектакль «Брысь». Этот спектакль ставил Валерий Аркадьевич Вольховский. Заболела актриса Татьяна Бердникова, и надо было кого-то срочно вводить. Я играю там Фунтика – котёнка. История такова: хозяйка котёнка Настя хочет поменять котёнка на собачку своей подружки. Она привязала котёнку голубой бантик, научила его танцевать для того чтобы он больше понравился Зинке. Фунтик исполняет все желания Насти, и только потом понимает, что Настя хочет его поменять. Это печальная история, плачут и дети и родители.

В этом спектакле играли и играют все маститые актёры, перед которыми, у меня как у студентки подгибались коленки, они вызывали и вызывают у меня уважение своим опытом и талантом: Николай Николаевич Троицкий, Валентина Васильевна Воробьева, Надежда Стрелина, Владимир Геннадьевич Резаев.

И вот меня, студентку, приняли очень хорошо. Ко мне все подходили, говорили «Ты не волнуйся, я тебя подхвачу». Костюмер, Ирина Викторовна Перунова, человек которого я очень уважаю и люблю за душевные качества, помогла с примеркой и подгонкой костюма, парика. Мне дали почувствовать себя на сцене своей среди своих, не дали потеряться.

На театральном факультете чувствуешь, наш кукольный курс обособленный, студенты драмы всех курсов отдельно, а мы отдельно. Такое вот к нам отношение. Но мы доказываем каждый раз, что мы лучше, что мы молодцы!

У Вас есть спектакли, в которых вы работаете с куклами, а есть спектакли, в которых вы играете как драматическая актриса, в живом плане. Какие роли Вам нравятся больше?

Да, такие роли есть. В спектакле «Брысь» когда я сыграла Фунтика, я поняла, что мне нравится живой план. Параллельно шли спектакли «Колдун и Фея», где я играла арфистку во втором действии и была на поддержке. Состояние было такое, как будто выкипает молоко, я себя не реализовывала, мне хотелось играть, направить куда-то свою энергию.

Потом появился спектакль «Сон в летнюю ночь» по Шекспиру, спектакль полностью играется в живом плане, в нём я играю роль Елены. С этим спектаклем мы неоднократно ездили на разные фестивали. Своей игрой в этом спектакле я до сих пор не удовлетворена, я ещё неопытная актриса, не могу выговорить все те чувства и эмоции, которые ставил Геннадий Игоревич. У меня всё пока на уровне чувств: пошло – так пошло, не пошло – значит не пошло. Хотя говорят, что так бывает и у наших «мэтров» Янковского и Табакова.

А с кем из наших земляков знаменитых или не очень актёров Вы хотели бы выйти на сцену? Есть такая мечта?

Мне очень-очень как актёр нравится Александр Дмитриевич Фёдоров, актёр Саратовского ТЮЗа. Он у нас был педагогом по фехтованию. Я его очень люблю как человека, как педагога. Очень хотела бы, чтобы он работал в нашем театре.

Естественно хотелось бы играть на одной сцене с Табаковым, я его с детства полюбила, по сказкам.

Мне очень нравится Мягков. Как актёр он чудно играет в фильмах ставших классикой: «Ирония Судьбы или с лёгким паром», «Служебный роман». Очень нравятся и его партёры по фильму «Служебный роман»: Алиса Фрейндлих и Лия Ахеджакова. Эти люди для меня являются ключевыми, к планке установленной ими я хотела бы прийти в своей профессии, и может быть достигнуть большего.

Мне очень приятно работать с моим педагогом – Татьяной Петровной Кондратьевой. Это очень хороший человек, мой любимый педагог, заслуженная артистка. Она очень помогла мне в переломные моменты. Знаете, как говорят: «Студенты-актёры на первом курсе все народные, на втором заслуженные, на третьем просто артисты, на четвёртом бездари». И вот, когда я была на третьем курсе, курсе переломном, когда осознаешь, нужно это тебе или не нужно; когда происходит истощение, казалось бы, ты отдал всё, а на сцену не идёшь, и мастер тебя ругает; происходит непонимание «Что от тебя хотят?». Ещё чуть-чуть и ты актёр, или можно сделать шаг назад и ты не актёр, ты вкусил, и тебе не понравилось. И вот в этот трудный момент мне очень сильно помогла Татьяна Петровна. Я считаю, что Татьяна Петровна моя «вторая мама», а Геннадий Игоревич «мой папа», конечно, я имею в виду в творческом плане. В жизни бывает много моментов, когда я прихожу к Геннадию Игоревичу, и мы по человечески говорим с ним на темы не касающиеся профессии, обсуждаем какие-то бытовые проблемы, он мне помогает. Я вообще считаю, что мне очень повезло с тем, что я попала именно в этот город, в это время, пришла на этот курс и в этот театр.

Если ли у Вас увлечения помимо театра?

Я не скажу что это очень сильное увлечение, но я люблю вязать.

А еще, будучи студенткой второго курса, на летних каникулах я искала работу, чтобы подзаработать немного денег. Нашла такую работу на проспекте, на стенде с солнцезащитными очками. Там я проработала три года, в летнее время. Вы не представляете как это интересно! За день проходило сотни людей с разными характерами. К каждому человеку нужно было найти подход, уговорить его сделать покупку, убедить. Это тоже элементы нашей профессии. Я приобрела много настоящих друзей. Там я прошла жёсткий отбор, немного огрубела (что нужно в нашей профессии), поняла, что не на всё нужно открывать душу, иногда нужно замыкаться и чётко идти к своей цели. Я научилась там ставить цель и к ней приходить.

Я получил там определённый опыт, и ушла оттуда, и больше меня вы там не увидите. Всё таки это выбивает как-то. К тому же актриса – это лицо театра, нужно лицо беречь.

Дася на новогоднем празднике
Дася на новогоднем празднике
Фото В. Зимина ©

А что готовит театр к Новому году? Участвуете ли Вы в этом спектакле?

Да, конечно, театр готовит спектакль «Тайна снежных часов». Общий сюжет спектакля я Вам не расскажу. А я там буду играть Дасю – это персонаж из спектакля «Весёлая школа». Спектакль будет проходить как всегда в фойё и на сцене.

В драматическом театре постановка спектакля начинается с читок. А как происходит постановка спектакля в театре кукол?

Задолго до премьеры художники рисуют эскизы кукол и по ним изготавливают кукол. Мы начинаем читки, но без кукол мы репетиции не начинаем. Потом, когда готовы куклы мы с ними знакомимся, изучаем возможности кукол, приноравливаемся к ним. Затем начинаем пробовать играть какую-то сцену. Начинаются поиски, как кукла может двигаться, выражать эмоции. Некоторые эпизоды, которые получаются хорошо на репетициях, входят в спектакль. Ну а потом появляется музыка, свет и требования режиссёра.

Вот кукла Бабы-Яги давалась мне не просто. Кукла довольно тяжёлая для девушки-кукловода – весит 2 килограмма. Для того, чтобы управлять поворотом головы Бабы-Яги мне пришлось специально «качать» мизинец. Иногда у меня сводит от неё руку. Но как трудного ребёнка, я её очень люблю. Когда вышел спектакль, я была расстроенная, думала что мне не удалось хорошо сыграть. Но выяснилось, что мне даже повысили категорию за работоспособность.

Пародия на Гитлера
Пародия на Гитлера
Фото В. Зимина ©

А ещё любимые куклы есть?

Вот это мой второй любимый герой, Гитлер из спектакля «Петрушка на войне». Когда Геннадий Игоревич сказал, что мы будем работать над этим спектаклем я сказала «Я наверное буду играть Гитлера?» и спародировала Гитлера. И получается, что напросилась на эту роль. Гитлер у меня неврастеник. Перед выходом я всегда поправляю ему хохолок, это вошло в привычку.

Поскольку я маленького роста, перед выходом на сцену мне приходится надевать катурны – иначе не будет видно куклу из-за ширмы.

Какие в кукольном театре существуют суеверия и приметы?

Я уже говорила, кукла может мстить. Нельзя мало внимания уделять куклам, небрежно к ним относится или ронять. С Бабой-Ягой я перед спектаклем говорю, целую её в нос. Кукла относится к актёру так же, как относится к ней актёр. Кукла же сама ничего не может, я в неё вкладываю как актриса, а у неё есть свой характёр. Я к ним отношусь как к одушевлённым предметам.

Куклы вредничают, если к ним плохо относишься, могут ломаться или теряться. Бывает, что идёт спектакль, ты положил куклу, подходит твоя сцена, ты оборачиваешься, а куклы нет, всё, возникает пауза.

Чего Вам хотелось бы добиться в жизни?

Кукольный актёр, это не просто актёр, он работает за двоих, за себя и за куклу. У меня есть огромное желание в этой трудной профессии добиться больших высот, получить звания.

А еще, потом, когда у меня уже не будет хватать энергии на сценической площадке, но появится большой творческий опыт, я бы хотела преподавать студентам, передавать знания и опыт.

Это всё произойдет, если я окажусь в нужный момент и в нужном месте. Я очень везучий человек. Мне уже повезло, что мы переехали в Саратов, а не другой город, и что существует Саратовская театральная школа.

Меня приглашали на работу в один из Московских театров, но я отказалась. Самое главное, что я оказалась в профессии благодаря таким замечательным людям как Геннадий Игоревич и Татьяна Петровна. И я трудолюбием и преданностью театру отдаю сейчас то, что мне давали за четыре года учёбы.

Ирина Степанова на праздновании 70-ти летия «Теремка»
Ирина Степанова на праздновании 70-ти летия «Теремка»
Фото В. Зимина ©

Я трудоголик, профессия для меня на первом месте. Если что-то не будет ладится в профессии я несмотря на любые бытовые проблемы буду стараться чтобы было всё хорошо в профессии, и уж потом что-то личное.

Вопрос «под занавес». На юбилее театра, Вы исполнили необычный монолог из «Чайки». Расскажите, что это за пищик у Вас?

На фестивале «Рязанские смотрины», который проходил в Рязани полтора года назад, я познакомилась с группой испанцев из Сеговии. Это были актёры народного театра. Петрушка у них называется «Кристо Бито». Я очень сдружилась с Дэвидом Фарако де Градо. После того, как он посмотрел наш спектакль «Сон в летнюю ночь» он подошел ко мне и сказал: «Вы как актриса мне очень нравитесь. Чтобы помочь Вам стать хорошей актрисой я дарю Вам этот пищик. Это дорогая, индивидуальная вещь. Я с этим пищиком объехал всю Испанию и сыграл много спектаклей«. Я научилась работать с этим пищиком. Мы сейчас продолжаем переписываться с ним, и я хочу встретиться с Дэвидом на каком-то фестивале и показать, что я научилась им работать. На капустнике пищик был использован первый раз. Ни в одном спектакле я пока пищик не использую.

Большое спасибо Вам Ирина за интервью! Мы будем следить за Вашим творчеством. А всех наших читателей мы приглашаем в театр «Теремок» на спектакли для детей и взрослых.



Василий Зимин, Станислав Авдеев. 18.11.2006

Материалы данного интервью не могут быть использованы для публикации на других страницах сети Internet, в СМИ, печатных изданиях любого рода без получения разрешения авторов. Для получения разрешения обращайтесь по электронной почте.


   Copyright © 2006-2011 Василий Зимин, Станислав Авдеев. Дизайн – AnastAsia Komnazki.

Яндекс.Метрика