Академический театр драмы
им. И.А. Слонова
Академический театр юного зрителя
им. Ю.П. Кисилёва
Академический театр оперы и балета
Театр кукол «Теремок»
Саратовский театр русской комедии
Саратовский театр опереты
Саратовский муниципальный драматический театр «АТХ»
Саратовский муниципальный новый драматический театр «Версия»
Саратовский цирк имени братьев Никитиных
Балаковский драматический театр им. Евгения Лебедева
Балашовский муниципальный драматический театр
Интервью с Олегом Клишиным
Рейтинг@Mail.ru
На главную страницу сайта Написать письмо Вопросы и ответы Карта сайта

Театр | Здание театра

ТЕАТР | ЗДАНИЕ ТЕАТРА

Фасад здания оперного театра Монтекарло
Фасад здания оперного театра Монтекарло

Театральные здания, как архитектурный объект имеют значительную историю. Законы, по которым проектируется и строится здание театра, видоизменялись и совершенствовались веками. Правда, в СССР и России, да вероятно и в других странах мира, не все театры имеют в своём распоряжении здания спроектированные и построенные именно как настоящие театральные. И касается это не только любительских театров и театров-студий, занимающихся больше обучением актёров. И у нас в Саратове, лишь два театра: оперы и балета и драмы расположены в настоящих зданиях построенных именно для театров. Остальным повезло меньше – здания кинотеатров, клубов, а то и просто подвальные помещения. Наш уникальный театр юного зрителя хотя и является первым в мире театром для детей, но размещён он в бывшем клубе подрядчиков. Здание приспособили, как смогли под нужды театра – пристроили некоторые пристройки, но в нём всё равно тесновато и зрителям и артистам и работникам цехов работающих на театр: реквизиторским, бутафорским, декорационным, пошивочным и другим. Новое здание тетра строится вот уже скоро 30 лет, но строительство никак не завершится.

Рассказывать же в этом цикле статей мы будем о настоящих театральных зданиях, выполненных по всем архитектурным канонам проектирования зданий. Ну и не избежать, конечно же, рассказа об истории возникновения этих самых канонов, традиций, по которым театральное здание проектируется.

Театр в Эпидавре
Театр в Эпидавре

Сооружения для показа зрелищ впервые появилось в древней Греции. Первоначально театр представлял простую круглую земляную площадку (орхестра) которая была расположена у подножия горы. Зрители сидели на деревянных скамьях на склоне горы, и место это именовалось театрон. Затем, на рубеже 6 и 5 века до нашей эры, появилась деревянная пристройка (скена) за орхестрой, в этой пристройке актёры переодевались, и там хранилась бутафория. Спустя ещё два века скена превратилась в прямоугольное в плане двухэтажное здание, имевшее впереди пристройку (проскений). Представление происходило на плоской крыше проскения, перекрытие крыши именовалось логейон. Постепенно и театрон и скена становились вместо деревянных каменными. Особенностью театров в Древней Греции являются их большие размеры, ведь на представление приходили все жители города. Театр в Эфесе вмещал около 23 тысяч зрителей, диаметр театрона составлял 152 метра. Согласитесь, больше похоже на чашу современного стадиона.

В Древнем Риме театральные здания были во многом похожи на дневнегреческие, но всё же появилось существенное отличие. В театре Древнего Рима орхестра была поделена пополам между игровой площадкой (просцениум) и местами для привилегированных зрителей. Поэтому высоту просцениума существенно понизили, доведя её до полутора метров. Ряды возвышающихся уступами сидений (кавеа) полукружиями охватывали орхестру и торцами примыкали к боковым помещениям сцены, образуя единый архитектурный объём. Амфитеатр венчался крытой колоннадой. Стены сцены служили постоянным декоративным фоном (представляли собой богато отделанный фасад дворца). К тому же римляне строили театры не только там, где позволял рельеф местности, как это делали греки. Они возводили театры на площадях в городах, на искусственных сводчатых конструкциях.

В этих античных театрах была хорошо решена проблема видимости и слышимости. Ввиду строгих пропорций сооружения акустика была великолепна, всё продекламированное актёрами было слышно даже в последних рядах, и видимость была тоже хорошей. Представления шли под открытым небом, на солнечном свете или же при свете масляных ламп в сумерках.

Затем, в период раннего средневековья интерес к театру несколько уменьшился. Немногочисленные представления давались внутри храмов, на паперти или же на городских улицах, или в шатровых балаганах.

Искусство строительства театральных зданий в том виде, в котором мы их сейчас привыкли видеть, зародилось в Италии в эпоху Ренессанса. Итальянские архитекторы опирались на трактат о построении театров древнеримского архитектора и инженера Витрувия. Первый театр созданный итальянскими архитекторами в Ферраре в 1528 году был деревянным и довольно быстро сгорел, так что известен только факт его постройки, но не то, как он был устроен. Однако спустя два десятка лет, в 1545 году, архитектор Себастьяно Серли написал трактат, в котором описал свой опыт строительства театрального здания закрытого типа. Зал театра остался амфитетральным, но изменилась сцена: за просцениумом, вместо традиционной стены появилась глубинная сцена с перспективными декорациями.

План театра Олимпико. Нажмите чтобы увеличить
План театра «Олимпико»
Вид на сцену театра Олимпико. Нажмите чтобы увеличить
Вид на сцену театра «Олимпико»

До нашего времени сохранился театр «Олимпико» в городе Виченца. Он был сооружён в 1580-1584 гг. по проекту архитектора Андреа Палладио. Форма участка земли, на котором строилось здание, заставило Палладио придать театру форму не круга, а полуэлипса. Он последовал античной традиции и вернул стены, которые с трёх сторон замыкали пространство сцены. Стены эти были выполнены в виде фасадов великолепного дворца. За арками этой стены он построил имитацию перспективно сокращавшихся улиц города. Стены домов этих «улиц» имели столь же богатые фасады. И хотя фактическая их длина не превышала десятка метров, они производили впечатление улиц уходящих вдаль на сотни метров.

Театр этот был построен для представлений античной драмы и не мог быть использован для других представлений, не мог стать основой дальнейшего развития идеи театрального здания. Следующий шаг в этом направлении сделал архитектор Джованни Батиста Алеотти в 1618-1619 гг.

Алеотти воздвиг в Парме придворный театр Фарнезе. Здесь впервые появилась глубинная сцена с относительно широким (12,5 м) порталом. Театр был отделан с большой роскошью. Однако новая система сценической площадки не была увязана с амфитетральным залом вытянутым в длину и неудобным для зрителей.



   Copyright © 2006-2011 Василий Зимин, Станислав Авдеев. Дизайн – AnastAsia Komnazki.

Яндекс.Метрика