|
||||||||||||||||
Театры | Академический театр драмы им. И.А. Слонова | СпектаклиСПЕКТАКЛИ | «ЯМА»Пьеса А.И. Куприна
В ролях:
Художник-постановщик – Юрий Наместников
РецензияСенсацией театральной зимы в Саратове стал дипломный спектакль студентов театрального факультета консерватории «Яма» по известной повести Александра Куприна. Художественный руководитель курса – профессор, заслуженная артистка РФ Римма Белякова. Она поставила спектакль по собственной инсценировке классического произведения – трагической истории уличных девок. Проституция – бич нашего времени… Нет ничего банальнее этого утверждения. Проституция – беда и боль всякой цивилизации. Возможно ли бороться с этим явлением? Вопрос риторический. Пожалуй, можно только предостеречь юных, прекрасных, хрупких, цветущих девушек и женщин от падения в грязную яму. Что и попытался сделать Александр Куприн в начале прошлого века. Его повесть, посвященная матерям и юношеству, – погребальная молитва, скорбный псалом физической и нравственной чистоте, погибающей в разврате. Невозможно трудное чтение. Куприн создал повесть на грани притчи. При этом отдал дань натурализму. Повесть многие современники писателя считали безнравственной. И лишь через век понимаешь, насколько оправдано обращение писателя к теме. Тверские и Большие Казачьи протянулись через все города России.
Возможно, Римма Белякова и ее воспитанники поступают по-донкихотски: невозможно справиться с индустрией проституции. Но гражданская позиция молодых артистов и их мастера ясна и вызывает уважение. Их спектакль, уверен, внесет раздражающую ноту в благостный гимн проституции, который постоянно звучит в масс-культуре. Да простят меня, к примеру, поклонники фильма «Красотка». У критиков не принято выделять актёров, играющих в дипломных спектаклях. Смело могу сказать одно – все, кто работает в «Яме», проходят настоящее театральное крещение. И прежде всего потому, что спектакль поставлен на Малой сцене, открытой после реконструкции. То есть между зрителем и артистами нет даже формальной разделительной полосы. Публика практически участвует в спектакле. Её дыхание, её эмоции определяют атмосферу. И равнодушных, как правило, не бывает. Как рассказала Римма Ивановна, «Яма» становится модным произведением для театра. Спектакли по её мотивам ставятся в Санкт-Петербурге и в Москве. Саратовский опыт мне кажется особенно ценным, так как использует фактуру молодых актёров, еще сохранивших непосредственность, юношеский максимализм, азарт. Но «Яма» ещё и вполне студенческий спектакль. Актёры много поют и танцуют. В постановке звучит городской фольклор начала прошлого века. Профессиональная карьера через «Яму» для многих учеников Риммы Беляковой может начаться успешно. Владимир Покровский «Зеркало» 17 января 2007 года | ||||||||||||||||||