Вопросы и ответы
Всё для вебмастера
Словарь. Часть 1
Словарь. Часть 2
Драматурги:
Достоевский, Фёдор Михайлович
Розов, Виктор Сергеевич
Толстой, Алексей Константинович
Толстой, Алексей Николаевич
Теннеси Уильямс
Шекспир
Борис Фёдорович Андреев
Рейтинг@Mail.ru
На главную страницу сайта Написать письмо Вопросы и ответы Карта сайта

Вопросы и ответы | Словарь. Часть 1

СЛОВАРЬ. ЧАСТЬ 1

Абонемент
– право пользования местом в театре (концертном зале) в течении известного срока на определённые спектакли, оплачиваемое вперёд (полностью или частично). Театральный абонемент возник в 90-х годах XVII века в Италии (первоначально только в опере). В России абонемент возник одновременно с появлением первых профессиональных театров в XVIII веке.
Абрскил
– абхазский героический эпос о богатыре Абрскиле.
Абстрактное искусство
– тип изобразительного искусства отказывающегося от узнаваемой предметности ради различных знаков и символов.
Абстракционизм
– (от лат. abstractus – отвлечённый), беспредметное искусство – направление в искусстве XX века заменившее изображение зримой реальности на систему чисто формальных элементов. Возникло в 1910-е годы, среди его основателей Казимир Малевич, Василий Кандинский.
Авадзи
– японский традиционный театр кукол. Существует свыше 450 лет, название получил от острова, на котором расположен. В театре авадзи ширма невысокая, закрывающая только нижнюю часть ног актёров. Каждой куклой (размером в 3/4 человеческого роста) управляют три актёра на глазах у зрителей. Почти все актёры одеты в чёрные одежды и чёрные маски, обозначающие, что якобы кукловодов на сцене нет.
Авангардизм
– совокупность движений в искусстве и литературе XX века провозгласивших разрыв с художественной традицией и необходимость эксперимента ради выработки новых форм творчества.
Аванложа
– (от франц. avant – впереди и loge – маленькая комната, ложа) – небольшая комната перед ложей, где зрители оставляли верхнее платье и отдыхали в антрактах. Аванложи характерны для театров, сооруженных в XVIII-XIX веках со зрительным залом, ярусы которого разделены на ложи. Возникновение аванлож, связано с тем, что ложи абонировались целиком, отдельными семьями. В театрах, построенных в XX веке, где количество лож сведено к минимуму), аванложи имеются только при привелигерованых ложах.
Авансцена
– передняя часть сцены-коробки. Занимает пространство, равное по ширине портальной арке, от красной линии сцены до рампы. В качестве игровой площадки авансцена широко использовалась в оперных и балетных спектаклях. В драматических театрах авансцена служит преимущественным местом действия для небольших сцен перед закрытым занавесом, являющихся связующим звеном между основными картинами спектакля. Отдельные режиссёры выносят на авансцену основное действие, расширяя тем самым игровую сценическую площадку за пределы портальной арки.
Авиньонский театральный фестиваль
– фестиваль, ежегодно проходящий в г. Авиньоне (Франция) с 1947 года. Сцена, на которой устраиваются спектакли, представляет собой открытые подмостки в глубине двора бывшего папского дворца, сам двор служит зрительным залом. Представления проходят под открытым небом, занавес и декорации отсутствуют. Фестивали в Авиньоне привлекают большое количество туристов.
Автопортрет
– портрет художника выполненный им самим, часто с помощью зеркала.
Агон
– это сцена спора между действующими лицами в древнегреческой драме, отстаивающими противоложные взгляды.
Адажио
– в музыке – медленный темп, в балете – медленная часть танца сопровождающаяся музыкой напевно-лирического характера и состоящая преимущественно из комбинаций широких и плавных движений.
Айван
– (от араб. иван –зал, дворец) – открытая галлерея, терасса, навес, в жилой культовой или дворцовой архитектуре Ближнего и Среднего Востока. Открытое во внутренний двор или на фасад просторное трёхстенное помещение с балочным перекрытием на колоннах или столбах.
Айтыс
– состязание акынов, одна из традиционных форм устной песенной поэзии у казахов, киргизов и некоторых других тюркских народов. Состязание строится в форме песенного диалога.
Акант
– характерный рисунок украшений коринфских и сложных капителей, модульонов, акротериев. Акантовый орнамент характерен также для декора фризов и карнизов. Назван по аналогии с травянистым растением акантом из семейства акантовых, произрастающим в Средиземноморье.
Акротерий
– пластическое украшение в архитектуре, размещаемое над углами фронтона. Появилось впервые в Древней Греции, выполнялось из терраакоты, позже из мрамора, реже из бронзы.
Актёр
(от латинского actor – исполнитель) – исполнитель ролей в драматических, оперных, балетных, эстрадных, цирковых представлениях и в кино.
Аллегро
– в музыке – быстрый темп и связанный с ним оживлённый характер исполнения; в балете – быстрая часть па-де-де, па-де-труа, па д'аксьон, гран па или развёрнутый массовый заключительный танец акта.
Амплуа
– род ролей, соответствующий сценическим данным актёра. Устойчивые амплуа, определявшиеся чёткой градацией образов, общественным положением персонажа, создал французский классический театр XVII века: короли, тираны, любовники, наперсники и проч. До начала XX века в России были распространены следующие амплуа: мужские – любовник, герой, комик, простак, резонёр, фат; женские – комическая старуха, грандам, травести, инженю, героиня, субретка и другие. В китайском традиционном театре сложилось 5 основных амплуа (шэн, дань, цзин, чоу, мо) каждая из которых дробилась на несколько разновидностей. В японском театре кабуки определилось 8 основных групп амплуа (татияку, катакияку, докэяку, кояку, оядзигата, вакасюгата, ояма, кася).
Амфитеатр
– монументальное древнеримское здание для публичных зрелищ: боев гладиаторов, травли диких зверей, массовых театрализованных представлений. В современном театре амфитеатром называют места в зрительном зале расположенные поднимающимися уступами за партером.
Ангажемент
– (франц. engagement – обязательство, наём) – приглашение артиста (артистки) или артистического коллектива на известный срок для участия в спектаклях или концертах на определённых условиях.
Анонс
– (франц. annonce – публичное оповещение, объявление) – предварительное объявление о спектакле. В XVII-XVIII веках, преимущественно во французском театре, анонс представлял собой краткое обращение со сцены к публике перед началом спектакля с сообщением о предстоящем показе, о действующих лицах, исполнителях; по окончании представления – о значении развязки. Одновременно рекламировались последующие спектакли театра. Анонс являлся органическим элементом спектакля и исполнялся лучшими актёрами труппы. Исполнители анонса выступали в особых костюмах, делая публике при выходе на сцену так называемые комплименты (3 поклона – прямо, влево и вправо). Анонсирование строилось обычно на импровизации, сопровождалось остротами и шутками.
Ансамбль
– (франц. ensemble, буквально – единство, созвучие, согласованность) – в театральном искусстве – стройность и согласованность игры актёров; в музыке – совместное исполнение музыкального произведения несколькими участниками.
Антракт
– (франц. entracte, от entre – между и acte – действие) – 1) Перерыв между актами спектакля или отделениями концерта, циркового представления. Служит для отдыха исполнителей и зрителей, а также для перемены декораций. 2) Музыкальная пьеса, являющаяся вступлением к одному из действий (кроме 1-го) оперного или драматического спектакля. Исполняется обычно после перерыва, непосредственно перед поднятием занавеса.
Антраша
– (франц. entrechat, от итал.intrecciato – сплетёный) – в классическом танце род скачкообразного прыжка, во время которого ноги скрещиваются в воздухе (заноска), ударяя икрой об икру. Антраша делятся на чётные (royal, quatre, six, huit) – прыжок с двух ног на две, и нечётные (trios, cinq, sept) – прыжок с двух ног на одну.
Антрепренёр
– (франц. entrepreneur – предпрениматель) – владелец, арендатор, содержатель частного зрелищного предприятия: театра, цирка и прочих. За рубежом антрепренёр именуется: менеджером (в Англии), импрессарио (в Италии), продюсером (в США).
Антреприза
– (франц. entreprise, от entreprend– предпринимать) – театральное предприятие, созданное и возглавляемое частным предпринимателем – антрепренёром.
Антре
(франц. entree – вход, вступление, выход на сцену) – вид цирковой драматургии, сюжетная разговорная или пантомимическая сценка, исполняемая клоунами. Продолжается 10-15 минут, имеет завязку, кульминацию и развязку.
Аншлаг
– (нем. Anschlag – афиша, объявление) – специальное объявление («все билеты проданы»), вывешиваемое в необходимых случаях у кассы театра. Понятие Аншлаг тождественно понятию «полный сбор».
Апарт
– (франц. a part, итал. a parte – в сторону) – монологи или реплики, направленные в публику (считается, что присутствующиена сцене их не слышат). Апарт широко применялся в античной драме для объяснения мыслей, чувств и намерений действующих лиц. Реплики Апарт имеются в пьесах «Ревизор», «Горе от ума», «Волки и овцы», «Оптимистическая трагедия».
Аплодисменты
– (франц. applaudissement – рукоплескание, от лат. applaudo – рукоплещу) – выражение одобрения, приветствия. В театре – рукоплескания публики в знак одобрения исполняемого на сцене, а также для вызова актёров по окончании акта.
Апофеоз
– (от греч. обожествление) – заключительная, торжественная массовая сцена спектакля или праздничной концертной программы, циркового представления.
Аппликация
– (от лат. applicatio – накладывание) – приём изготовления декораций, обивки мебели, мягкой бутафории, костюмов. Аппликация в декорациях создаётся путём наложения на основу (непрозрачную – холст, просвечивающую – бязь, или прозрачную – сетка) деталей, вырезаных из материалов различной плотности, фактуры и окраски. Для аппликации на плоских занавесах применяются мягкие, лёгкие материалы (бязь, марля, тюль и др.); при апплицировании на объёмных предметах также и более тяжёлые материалы (холт, байка, плюш и др.)
Апсида
– (от греч. hapsis) – выступ здания полукруглый, гранённый или прямоугольный в плане перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом.
Арабеск
– (франц. arabesque, букв. – арабский) – одна из основных поз классического танца. Во время выполнения арабеска тело опирается на выпрямленную ногу, другая нога, также прямая, поднимается и вытягивается назад вверх, одна рука вытягивается вперёд, другая отведена в сторону или назад, корпус наклонён вперёд, спина вогнута, вытянутая нога и рука уравновешивают корпус.
Ариетта
– (от итал. arietta, уменшит. от aria – ария) – небольшая ария, отличаюшаяся обычно простотой изложения и песенным характером мелодии (типична для французской комической оперы).
Ариозо
– (итал. arioso, от aria) – 1) небольшая ария, свободного построения с мелодией напевно-декламационного характера. Нередко Ариозо являются частью сцены речетативного характера (посредине или в конце сцены). 2) Певуче, наподобие арии (о характере исполнения).
Ария
– (итал. aria, основное значение – воздух) – законченный по построению эпизод в опере, оратории или кантате исполняемый одним певцом с сопровождением оркестра.
Арка портальная
– (от лат arcus, букв. – лук) – основная часть конструктивного оформления современной сцены. Состоит из а) архитектурной арки – проёма в капитальной стене, отделяющей сцену от зрительного зала и имеющего постоянное художественное оформление и постоянную величину раскрытия; б) игровой портальной арки, раскрытие и оформление которой меняется в зависимости от изображаемого на сцене места действия.
Арлекин
– (итал. Arlecchino) – традиционный персонаж итальянской комедии дель арте. Первоначально занимал в труппе положение 2-го Дзанни – простака, увальня, запутывавшего своими глупыми выходками интригу комедии. Арлекин носил костюм покрытый многочисленными разноцветными заплатами, обозначавшими бедность и скупость его обладателя. Со временем, Арлекин превратился в 1-го Дзанни – хитрого, остроумного, злоязычного интригана, активно участвующего в развитии действия. Заплаты на костюме Арлекина приняли форму правильных треугольников, красного, жёлтого и зелёного цвета, тесно прилегающих друг к другу.
«Арлекин»
– часть декоративного оформления сцены: первая, со стороны зрительного зала, полоса ткани, неподвижно закреплённая в верхней, не раскрывающейся части портальной арки сцены. Назначение «Арлекина» – скрыть от зрителей конструкции и механизмы верхней сцены.
Арлекинниада
– (франц. arlequinade) – род небольших сценок, в которых главным действующим лицом является Арлекин и другие персонажи итальянской комедии дель арте.
Артист
– (франц. artiste от лат. ars – искусство) – человек, избравший своей профессией деятельность в области сценического искусства.
Бельэтаж
– (от франц. bel – прекрасный и etage – ярус) – первый ярус зрительного зала над бенуаром и амфитеатром.
Бенуар
– (франц. baignoire, буквальный перевод – ванна) – ложи в театре, расположенные по обеим сторонам партера на уровне сцены или несколько ниже. Впервые появились во французском театре XVIII века в целях сохранения сословного разделения публики, после того, как привилегированной части зрителей было запрещено размещаться на сцене. Ложи Бенуар получили широкое распространение в театральных зданиях XVIII-XIX веков.
Берика
– название актёра народного грузинского театра масок берикаоба.
Букраний
– декоративный мотив живописных или рельефных фронтальных изображения бычьих черепов. Впервые появился в искусстве древней Передней Азии, позднее был усвоен искусством Древней Греции.
Бунраку
– японский кукольный театр, один из традиционных видов театра в Японии.
Бурлеск
– форма пародийной стилизации в литературе, комический эффект которой построен на несоответствии темы характеру её изложения.
Вага
– в кукольном театре приспособление для управления куклой марионеткой.
Ваганты
– (франц. clerici vagantes – странствующие клирики) – средневековые бродячие певцы-сказители.
Варьете
– (франц. variete, от лат. varietas – разнообразие, смесь) – вид театров, в представлении которых сочетаются различные жанры театрального, музыкального, эстрадного и циркового искусства. Название произошло от театра «Варьете» основанного в Париже в 1720 году. Спектакли театров варьете носят преимущественно легкий, развлекательный характер.
Вольте
– (от фламанд. waaltje – маленький валлон) – комический герой бельгийского народного театра кукол.
Вымарка
– часть текста в пьесе, изымаемая режиссёром при подготовке спектакля, по соображениям постановочного или другого характера (например сокращение действующих лиц, длиннот в тексте).
Выписка для постановки
– перечень принадлежностей или материалов (бутафории, костюмов, реквезита и прочего), необходимых для готовящейся постановки. Выписка составляется помошником режиссёра по указаниям режиссёра-постановщика и заявкам актёров.
Газировщик
– (от франц. gazon) – жаргонное название уличного циркового артиста, выступавшего в саду (на газоне) или на площади, непосредственно на земле или на коврике.
Гангарилья
– (gangarilla) – бродячая труппа в Испании XVI века, дававшая представления по крестьянским дворам. Состояла из трёх мужчин и мальчика исполнявшего женские роли.
Гансвурст
– (нем. Hanswurst, буквально Ванька-колбаса) – комический персонаж немецкого народного театра.
Грим
– (франц grime, от староитальянского grimo – морщинистый) – искусство изменения внешности актёра, преимущественно его лица, с помощью гримировальных красок, пластических и волосяных наклеек, парика, прически и прочего в соответствии с требованиями исполняемой роли. Характер грима зависит от художественных особенностей пьесы и её образов, от замысла актёра, режиссёрской концепции и стиля оформления спектакля.
Гумоз
– (от латинского gummi – камедь; застывший сок из коры деревьев, употребляемыйв качестве клея), – часть театрального грима. Применяется для пластических изменений лица (лепка носов, подбородков, скул). Изготовляется из гумозного пластыря (75%), натурального воска (10%), канифоли (5%), тона № 2 (7%), бакана красного (3%). Смесь для гумоза варится в эмалированной кастрюле на пару.
Гусан
– актёр древнего и средневекового армянского театра. Первоначально гусанами называли служителей в храме бога Гисанэ. В эпоху ээинизма наименование перешло на участников площадных фарсовых и сатирических представлений. Актёры-трагики именовались вох-бергу-гасанами («воплепоющие» гусаны, оплакивающие погибшего героя пением, звучащем как вопль) и дзайнарку-гусанами (гусаны возвещавшие печаль и горе); исполнители высокой комедии – катака-гусанами (гусанами-комедиантами).
Декламация
– (от латинского declamatio – упражнение в красноречии) – искусство произнесения стихов или прозы. В Древнем Риме декламация – упражнение в красноречии, составлявшем один из важных элементов ораторского искусства. Во Франции – искусство произнесения речей, а также стихов на сцене. Со временем словом декламация стала обозначаться ложная, ходульная манера речи. Декламацией долгое время называли концертное исполнение стихов с эстрады.
Декоратор
– автор художественного оформления спектакля, а также художник-исполнитель, пишущий декорации по эскизам другого художника.
Диорама
– дугообразно изогнутая лента-картина, всю поверхность которой занимает живопись, а горизонтальную плоскость перед ней – предметный план с бутафорскими и реальными предметами. Диорама родственна панораме и может восприниматься как её фрагмент.
Жен премье
– (франц jeune premier) – устаревшее амплуа актёра, играющего роли «первых любовников».
Жете
– (франц jete от jeter – бросать) – одно из основных прыжковых па в классическом танце.
Звукооформитель
– работник театра создающий звуковое (шумовое) оформление спектакля. Звукооформитель является одновременно композитором звукового оформления и конструктором-изобретателем шумовых приборов, организатором и дирижёром шумовой бригады.
Изокефалия, исокефалия
– (от греч. isos – равный, одинаковый и kephale – голова) – равноголовие, в рельефах и живописи расположение голов (иногда разных по величине и по позам фигур) на одном уровне. Изокефалия распространена главным образом в античном искусстве.
Инженю
– (от французского ingenue – наивная) – актёрское амплуа. Роли простодушных, наивных, обаятельных молодых девушек, глубоко чувствующих, лукаво-озорных, шаловливо-кокетливых, обладающих своеобразным юмором.
Йыр
– общее название песен ку некоторых тюркских народов.


   Copyright © 2006-2011 Василий Зимин, Станислав Авдеев. Дизайн – AnastAsia Komnazki.

Яндекс.Метрика